Маркетплейсы, например, Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет ведут работу с поставщиками, заключая с ними агентский договор. Фактически, это сотрудничество согласно Главе 52 ГК РФ. Это значит, что электронная площадка — посредник, который оказывает услуги продажи товаров, рекламы, осуществления возвратов. В бухгалтерском учете вознаграждение маркетплейса и выручка, полученная от расчетов с покупателями проводится по стандартным проводкам для комиссионной торговли. Оказывая услуги бухгалтерского учета СберМегаМаркета или другого маркетплейса, важно учитывать эти тонкости.
Организуя ведение бухгалтерского учета маркетплейса, компании сталкиваются с такими проблемами:
- документы для бухгалтеров от маркетплейсов имеют нестандартную структуру и не загружаются автоматически в стандартные базы;
- ЭДО нужно вести не у спецоператора, что привычнее для бизнеса, а в личном кабинете маркетплейса;
- нужно обязательно учитывать сборы, устанавливая цену на свои товары, иначе можно начать торговлю в минус. Особенно это касается моментов, когда идут скидки и распродажи. В цену товара нужно закладывать не только обслуживание маркетплейса, но и стоимость доставки, возвратов;
- работа по договору комиссии, который требует специальных знаний для оформления налогов. Нужны услуги бухгалтера по маркетплейсам, знающего специфику комитентов;
- наличие пересортицы, которая может значительно снизить доходы из-за специфики расчета налогов;
- учет товаров по артикулам, что обеспечивает отсутствие хаоса в работе и сохраняет ваши деньги.
Отчетность по маркетплейсам Озон, Вайлдберриз, СберМегаМаркет, Яндекс.Маркет часто формируется отдельно от бухгалтерии основной компании. Более того, нередко для оптимизации налогообложения и бухгалтерского учета маркетплейса под него заводится отдельное юридическое лицо.