Москва и Московская область.
Настало время разобрать спор между маркетплейсами и селлерами, который в конце 2022 года вёлся вокруг перерасчёта комиссий и штрафов из-за несоответствия физического объёма груза габаритам, указанным продавцом в карточке товара. Сейчас пыль улеглась и стало понятно, какие санкции могут быть применены и как поставщикам защитить себя в этой ситуации.
Что было
В конце осени 2022-го Wildberries вдруг пересчитал стоимость логистических услуг за весь текущий год для селлеров, которые неправильно указали размеры своих товаров. Суммы доначисленной поставщикам комиссии оказались весьма существенными.
Поскольку у маркетплейса не было чётко выстроенного механизма выявления расхождений обмеров при приёмке груза, этой лазейкой воспользовались многие продавцы. Они намеренно указывали меньшие габариты товаров, чтобы сэкономить на логистических затратах. Когда руководство площадки обнаружило нарушение, было принято решение провести массовый контрольный обмер товаров, на основании которого и был произведён перерасчёт комиссий.
Как водится, под горячую руку попались и добросовестные поставщики. Штрафы за нарушение габаритов получили селлеры, чей товар после возврата имел больший объём, чем при доставке покупателю. Это коснулось, например, продавцов подушек, одеял, пуховиков. Немалую лепту внесли и сотрудники Wildberries, неверно производившие контрольные обмеры товаров на складе. В адрес площадки посыпались жалобы, претензии, многие поставщики до сих пор пытаются отстоять свои права и оспорить незаконно начисленные “Вайлдберриз” штрафы за габариты товара, якобы не соответствующие действительности.
Стоимость услуг
Сопровождение работы с маркеплейсами
Абонентское обслуживание - 34 900 руб./мес.
- Юридическая поддержка
- Бухгалтерия
- Кадровый учет
Юридическая поддержка - от 19 900 руб.
- Споры, составление претензий (брак, потеря, возвраты)
- Оптимизация налогообложения
- Разблокировка расчетного счета
- Экспертиза договоров
Бухгалтерские услуги - от 9900 руб.
- Электронный документооборот с ФСС
- Электронный документооборот с контрагентами
- Товарный учет
- Выручка от продаж
- Электронный кадровый документооборот с сотрудниками
- Расчет заработной платы
- Работа с самозанятыми
Полный прайс доступен в pdf документе...
Что сейчас
На волне скандала, а может по старой привычке резко в одностороннем порядке менять условия работы с контрагентами, Wildberries вносит изменения в оферту о реализации товара. Документ от мая 2023 года пополнился объёмным пунктом 13.3 “Габариты товара, коэффициент логистики и хранения”. В нём подробно описан порядок и формула расчёта штрафа за неверно указанные габариты.
По новым правилам площадка оставляет за собой право перепроверить физический размер товара, основываясь на случайном отборе и неких дополнительных критериях, до его передачи покупателю. Результаты двукратного обмера, выполненного разными сотрудниками “Вайлдберриз”, в одностороннем порядке будут считаться безоговорочным доказательством несоответствия фактических и указанных габаритов. О чём площадка в течение семи дней обязуется сообщить продавцу. А тот, в свою очередь, должен самостоятельно внести корректировки в карточку товара и оплатить повышенный коэффициент логистики за весь “штрафной период”.
“Габаритные” условия на Ozon
В феврале 2022 года “Озон” обновил свою балльную систему штрафов для селлеров. Площадка регулярно проверяет объёмно-весовые характеристики товара. За небольшие неточности в указании веса и объёма штрафные баллы не начисляются. Штраф за габариты “Озон” начислит, если при контрольном обмере в момент приёмки или на складе вес/размеры товара, указанные в карточке, не совпадут с реальными. Какие санкции ждать:
- внесут изменения в размер товара в карточке, которые продавец не сможет самостоятельно изменить в личном кабинете;
- спишут за это 1500 рублей (за каждую изменённую товарную единицу);
- будут использовать новые значения для расчёта платы за услуги, которые зависят от габаритов;
- могут отменить отправление заказа, если объёмно-весовые характеристики товара указаны неверно.
К сожалению, площадка не сообщит продавцу о том, что замерщики Ozon заметили неточности, перемерили товар и изменили габариты в карточке.
Что делать
Чтобы не попадать под санкции, не потерять деньги и товар, внимательно изучите правила площадки. Если считаете, что замерщики маркетплейсов ошиблись:
- “Вайлдберриз”: согласно пункту 13.3.5. оферты вы вправе запросить дополнительный обмер, запрос направляйте исключительно через Портал (п. 8.1. оферты).
- “Озон”: пишите в поддержку через личный кабинет селлера Контент/Работа с карточкой товара -> ОВХ товара (размеры/вес).
Если общение с техподдержкой не помогло, вам начислили необоснованный штраф за неверное указание габаритов, его можно оспорить:
- Первый этап — досудебное урегулирование. Порядок подачи и сроки ответа на досудебную претензию указаны в п. 8.8. оферты “Вайлдберриз”, п. 4.7. оферты “Озон”. Сразу обратиться в суд нельзя, иск просто вернут заявителю (п. 5 ст. 129 АПК РФ).
- Второй этап — обращение в суд. Исковые требования в этом случае могут включать, например, взыскание удержанного штрафа, при этом доказывать законность его начисления будет маркетплейс (ст. 1109 ГК РФ), проценты за неправомерное удержание денежных средств (ст. 395 ГК РФ). С Wildberries придётся судиться в Арбитражном суде Московской области, с Ozon — в Арбитражном суде города Москвы.
Отстаивать свои законные права лучше с надёжной юридической поддержкой, ведь вашими ответчиками будут квалифицированные корпоративные юристы. Мы поможем составить юридически грамотную претензию, которая повысит ваши шансы на решение спора без суда, подготовим документы для судопроизводства и будем представлять ваши интересы в суде.